Конспект урока 4

[Планы 5 класс][Планы 6 класс][Планы 7 класс][Планы 8 класс][Планы 9 класс][Планы 10 класс][Планы 11 класс][Гоголь Н.В.][Толстой А.Н.][Куприн А.И.][Платонов А.П.][Блок А.А.][Бунин И.А.][Горький А.М.][Маяковский В.В.][Булгаков М.А.][Шолохов М.А.][Урок-праздник][Конспекты уроков]
Главная 
Планы 5 класс 
Планы 6 класс 
Планы 7 класс 
Планы 8 класс 
Планы 9 класс 
Планы 10 класс 
Планы 11 класс 
Гоголь Н.В. 
Толстой А.Н. 
Куприн А.И. 
Платонов А.П. 
Блок А.А. 
Бунин И.А. 
Горький А.М. 
Маяковский В.В. 
Булгаков М.А. 
Шолохов М.А. 
Урок-праздник 
Конспекты уроков 

Конспект урока "Общая характеристика русской литературы 19 века"

ВВЕДЕНИЕ. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В.

Тема урока русской литературы: Общая характеристика русской литературы первой половины XIX в.

/Конспект урока русской литературы - девушка в венке и русском наряде

Цель урока русской литературы: выявить уровень литературного развития, читательские интересы, литературный кругозор учащихся 10-го класса; охарактеризовать историческое развитие России в XIX в., дать общую характеристику литературы I половины XIX в., выявить основные этапы развития русской классической литературы, эволюцию литературных направлений и жанров, художественных методов, русской литературной критики.

Оборудование для проведения урока русской литературы в школе: учебник; раздаточный материал; выставка произведений, изучаемых в 10-м классе; репродукции картин (К. П. Брюллов «Последний день Помпеи», А. А. Иванов «Явление Христа народу»); «Читательская анкета» (для каждого ученика).

Тип урока русской литературы: комбинированный урок; урок-лекция.

Прогнозируемые результаты от проведения урока: учащиеся составляют тезисы лекции учителя, принимают участие в беседе, используя знания, полученные в 9-м классе; анализируют историческое развитие России в XIX в.; классифицируют основные этапы развития русской классической литературы, эволюцию литературных направлений и жанров.

Ты, светлый житель будущих веков,
Ты, старины любитель, в день урочный
Откроешь антологию стихов,
Забытых незаслуженно, но прочно.
И будешь ты, как шут, одет на вкус
Моей эпохи фрачной и сюртучной.
Облокотись. Прислушайся.
Как звучно былое время — раковина муз.
В. В. Набоков

ХОД УРОКА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

I. Организационный этап

II. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— Независимо от того, какой путь мы выбираем в жизни, всем нам надо уметь понимать себя и происходящее вокруг, научиться слушать и слышать, наблюдать явления, передавать состояние, сопоставлять и делать выводы, выражать словом свои ощущения, находить нестандартные решения. А ещё... чувствовать и наслаждаться. А значит, нельзя представить нашу жизнь вне мира литературы.

Об этом — слова известного русского писателя Владимира Набокова, вынесенные в эпиграф нашего урока. Эти слова обращены к нам, живущим в XXI в., и призывают они нас открыть для себя вершины искусства слова. Итак, путешествие в мир литературы продолжается.

В «летописи эпох», представленной в художественных произведениях, которые вы будете изучать в этом учебном году, русские писатели XIX в. раскроют вам свои сердца, доверят свои чувства и мысли, поделятся своим духовным опытом. Они помогут нам разобраться в себе, сформировать свой взгляд на мир, определить шкалу духовно-нравственных ценностей.

Википедия. Периодизация истории русской литературы первой половины XIX в.
Проблема периодизации литературного процесса 19 века является одной из наиболее сложных и противоречивых проблем, стоявших перед литературоведами и в прошлом, и в настоящее время.
К наиболее устойчивым относится хронологический принцип (А.Н.Пыпин, С.А.Венгеров, А.Веселовский). Исследователи дополняли хронологический принцип делением истории литературы на десятилетия: романтическое 20-х гг, народно-фольклорное – 30-х гг, романтический идеализм 40-х гг, позитивизм и практицизм 50-60-х гг. Деление литературного процесса на десятилетия подкреплялось типологией художественных образов – развитие шло от сентиментальных персонажей (бедная Лиза) к романтическим образам Жуковского, затем к Чацкому и Онегину, персонажам повестей Гоголя, к Рудину и Базарову и т.д.

III. Актуализация опорных знаний

Выявление уровня читательского интереса: самостоятельное заполнение «Читательской анкеты» (письменно)

Конспект урока русская литература 19 века - красивая русская девушка

Учитель. Задумывались ли вы над тем, зачем мы читаем книги? Почему именно умение читать является одной из уникальных особенностей человека разумного? Что ищем мы в художественных произведениях? Заполните анкету. Ответьте на вопросы или выберите вариант ответа.

Читательская анкета

1. Любите ли вы читать? Что заставляет вас обратиться к книге? С какой целью вы читаете книги?

  • а) Познаю мир и себя в нём;
  • б) хочу быть эрудированной личностью;
  • в) хочу хорошо учиться;
  • г) хочу развлечься.

2. Прокомментируйте высказывание русского писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина: «Лично я обязан литературе лучшими минутами моей жизни, всеми сладкими волнениями её, всеми утешениями. Но я уверен, что не только я один лично обязанный, а всякий, кто сознаёт себя человеком, не может не понимать, что вне литературы нет ни блага, ни наслаждения, ни даже самой жизни».

3. Как вы считаете, каким читателем вы являетесь? А каким читателем хотели бы стать и почему?

4. Если бы вы были писателем, каких читателей пожелали бы себе?

5. Объясните, как вы понимаете слова немецкого писателя Г. Гессе: «...каждому истинному читателю бесконечно огромный мир книг открывается по-иному, каждый в нём ищет и находит ещё и себя самого».

6. Читаете ли вы в данный момент какое-то литературное произведение? Если да, то объясните свой выбор.

7. Каким произведениям вы отдаёте предпочтение?

  • а) Научная фантастика и фэнтези;
  • б) произведения о современниках;
  • в) произведения о дружбе и любви;
  • г) развлекательная литература;
  • д) произведения о природе;
  • ж) приключения и детективы;
  • к) исторические произведения;
  • л) другие произведения.

8. Какие произведения и каких авторов вы хотели бы прочитать? Обоснуйте свой выбор.

9. Согласны ли вы с утверждением аргентинского писателях. JI. Борхеса о том, что «книга — не просто словесное устройство или набор таких устройств; книга — это диалог, завязанный с читателем, интонация, приданная его голосу, и череда переменчивых и несокрушимых образов, запавших ему в память. Этому диалогу нет конца...»? Расскажите, в какой диалог и с какими книгами вы хотели бы вступить в этом учебном году.

IV. Работа над темой урока

  1. Беседа с использованием интерактивного приёма «Микрофон»
  2. Как вы понимаете значение слов «романтический» и «реалистический»?
  3. В каких литературных произведениях, изученных вами в предыдущих классах, изображены герои-романтики?
  4. Чем, по вашему мнению, отличается писатель-романтик от писателя-реалиста?
  5. Ознакомление со структурой учебника и спецификой курса литературы для 10-го класса
  6. Лекция учителя

(Учащиеся составляют тезисы.)

— Борьба и взаимовлияние, параллельное сосуществование и смена различных литературных направлений характеризуют мировую литературу начала XIX в. Основное художественное направление этого периода — романтизм (в переводе с франц.— фантастическое). Романтизм отражает мироощущение, берущее свои истоки со времён Великой французской революции. Это был период гигантских общественных потрясений и национально-освободительных войн. А значит — время великих ожиданий и решительных перемен.

Крайняя неудовлетворённость действительностью, мечта о переустройстве мира, стремление найти обобщённый идеальный образ стали сутью романтического искусства. Писатели-романтики в своих произведениях, раскрывая существующие противоречия общества, основное внимание уделяли анализу переживаний и мыслей отдельной личности. Изображение исключительных характеров в необычных обстоятельствах, конфликт между мечтой и действительностью — определяющие черты романтизма.

Романтические тенденции нашли отражение в творчестве почти всех крупных писателей первой половины XIX в. Особых вершин романтизм достигает в наследии таких виднейших представителей европейской литературы, как Дж. Г. Байрон, П. Б. Шелли, В. Скотт (Англия), Э. Т. А. Гофман, Г. Гейне (Германия), А. Мицкевич (Польша), В. Гюго и Жорж Санд (Франция).

Своеобразие русского романтизма. В это же время в тесной взаимосвязи с западной литературой развивается и русский романтизм, у истоков которого стоят такие поэты, как Василий Андреевич Жуковский и Константин Николаевич Батюшков. Автора известных баллад «Людмила» и «Светлана» называли I «русским эхом» западноевропейского романтизма, а его фраза «Жизнь и поэзия — одно» стала творческим кредо чуть ли не всех писателей-романтиков.

Особенностью русского романтизма был ярко выраженный интерес к национальной самобытности, отечественной истории, утверждение сильной и свободной личности. В поэме «Руслан и Людмила» А. С. Пушкин показал любовь к старине, передал разнообразие чувств молодого человека своего времени.

Романтизм в России напрямую был связан с историческими событиями, происходившими в стране. Так, существенное влияние на развитие русской литературы первой половины XIX в. оказала война русского народа против армии Наполеона Бонапарта. Отечественная война 1812 г. пробудила национальное самосознание в обществе. Поэтому народные бунты и восстания, жестоко подавляемые самодержавием, стали распространённым явлением того времени.

Неудачное восстание прогрессивного дворянства против самодержавия 14 декабря 1825 г. в Петербурге, жестокая казнь зачинщиков государственного переворота и последующая эпоха безвременья способствовали углублению романтических идей и настроений в творчестве русских писателей, а также появлению реалистических тенденций в литературных произведениях. Главной особенностью реализма становится художественное осмысление взаимодействия личности и общества, стремление отобразить закономерности развития действительности, типизация характеров и обстоятельств.

Реализм (в переводе с лат. — действительный) — литературное направление, целью которого было, по словам известного французского писателя О. де Бальзака, «указать обществу на его язвы».

Художественный анализ состояния мира, формирование характеров героев под воздействием среды, изображение действительности в развитии — вот освоение черты реализма.

В отличие от романтизма, который сосредоточивал внимание на внутреннем мире героя, для реализма основной становится проблема влияния жизненных обстоятельств на формирование характера личности. Литература становится способом познания человеком себя и окружающего мира, поэтому принцип правдивости изображения реальной действительности осознаётся как критерий художественности произведения.

В первые десятилетия XIX в. реализм нашёл своё воплощение в баснях И. А. Крылова и бессмертной комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», проникнутой, по выражению литературного критика В. Г. Белинского, «глубокою истиною русской жизни». Однако настоящим основоположником реализма в русской литературе стал А. С. Пушкин, сумевший в своих произведениях раскрыть суть важнейших явлений русской действительности во всём её многообразии, сложности и противоречивости.

Ознакомление со вступительной статьёй учебника по теме урока

Составление периодической таблицы «Основные этапы развития русской литературы первой половины XIX в.» (работа в парах)

Основные этапы развития русской литературы первой половины XIX в.

Период Описание

Конец 1790-х — 1800-е гг. Карамзинский период. Журнал «Вестник Европы» Н. М. Карамзина. Литературная деятельность М. Н. Муравьёва. Возникновение многочисленных литературных обществ. Развитие поэзии карамзинистов («поэтической бессмыслицы», «галиматьи», фамильярной дружеской поэзии, изящной салонной поэзии и пр.)

1810-е гг. Становление романтизма. «Вестник Европы» под редакцией В. А. Жуковского. Спор о жанре баллады, о народности, о литературном языке. «Психологический романтизм»

В. А. Жуковского, «мечтательный романтизм» К. Н. Батюшкова

1820-1830-е гг. Пушкинский период. Эволюция романтизма в творчестве А. С. Пушкина. «Гражданский романтизм» декабристов. А. С. Грибоедов. Поэты пушкинского круга.

М. Ю. Лермонтов. Н. В. Гоголь

6. Творческая работа (на основе рассказа учителя и статьи учебника) в группах с последующей презентацией классу

Задания группам

  • «Историки» — рассказать о ключевых событиях первой половины XIX в.
  • «Социологи» — раскрыть круг проблем, волновавших общество того времени.
  • «Журналисты» — представить популярные журналы данного периода, их редакторов.
  • «Литераторы» — к какому времени относят расцвет русского романтизма? С какими авторами и произведениями он связан? Аргументируйте свой ответ.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

1. Решение проблемного вопроса (работа в парах)

Конспект урока по руской литературе - русская девушка в платке и рукавичках

Рассмотрите репродукции картин (размещены на доске) «Последний день Помпеи» К. Брюллова и «Явление Христа народу» А. Иванова и объясните, почему считается, что художественные и идейные искания русской общественной мысли, ожидание перемен в первой половине XIX в. наиболее ярко отразились в этих знаменитых живописных полотнах.

2. Заключительное слово учителя

— Голос каждой национальной литературы по-своему вливается в ансамбль мировой литературы. Не всегда ему достаётся в этом ансамбле ведущая партия. В некоторые периоды одна национальная литература учится у других или по разным причинам просто отступает на второй план. В иные же эпохи её голосу внимают многие народы: так, на необозримых просторах Римской империи веками царила латинская литература, в эпоху Возрождения тон в изящной словесности задавала итальянская литература, а в XIX в. на мировой сцене блистала литература России. Однако независимо от места, которое занимает русская классическая литература в ту или иную эпоху, она пребывает в непрерывном культурном диалоге с другими национальными литературами, черпая из них новые идеи и, в свою очередь, обогащая эти культуры своими достижениями.

VI. Домашнее задание

1. Создать «Программу изучения русской литературы в 10-м классе» по следующему алгоритму: автор и название произведения для обязательного изучения в классе, для обсуждения в классе, для самостоятельного чтения.

2. Опережающее задание

  • а) Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, К. Н. Батюшкова (3-6 учащихся).
  • б) Подготовить выразительное чтение стихотворений Г. Р. Державина «Властителям и судиям», «Памятник»; В. А. Жуковского «Певец во стане русских воинов» (отрывки); К. Н. Батюшкова «К другу» (4 учащихся).

 

Видео по теме: Конспект урока "Общая характеристика русской литературы 19 века"

Музыка по теме: Конспект урока "Общая характеристика русской литературы 19 века"

Читать книги по теме: Конспект урока "Общая характеристика русской литературы 19 века"

Скачать бесплатно Конспект урока "Общая характеристика русской литературы 19 века"

- в формате .doc

- в формате .pdf

Конспекты по русской литературе

[Главная][Вопросы по творчеству][Лексические средства][Конспект урока][Конспект урока 2][Конспект урока 3][Конспект урока 4]

Copyright(c) 2007-2008-2009-2010-2011-2012-2013-2014-2015-2016-2016 Тематическое планирование по русской литературе..

Рейтинг сайтов Луганска и Луганской области

ПУС ©™ - Первая Учительская Сеть сайтов