Конспект урока 3

Главная 
Планы 5 класс 
Планы 6 класс 
Планы 7 класс 
Планы 8 класс 
Планы 9 класс 
Планы 10 класс 
Планы 11 класс 
Гоголь Н.В. 
Толстой А.Н. 
Куприн А.И. 
Платонов А.П. 
Блок А.А. 
Бунин И.А. 
Горький А.М. 
Маяковский В.В. 
Булгаков М.А. 
Шолохов М.А. 
Урок-праздник 
Конспекты уроков 

Конспект урока И.С. Тургенев "Отцы и дети"

Тема конспекта урока русской литературы в 10 классе: И.С.Тургенев «Отцы и дети». Любовь и счастье в романе.

Цель урока русской литературы в 10 классе: помочь учащимся увидеть, как в любовных коллизиях раскрываются характеры героев и авторская философия любви; показать особенности сложных взаимоотношений героев, их отношения к любви; раскрыть сущность любовного конфликта и его последствия для главного героя романа; помочь осмыслить общечеловеческие, нравственные ценности, раскрываемые Тургеневым в романе. Оборудование: раздаточный материал, текст романа «Отцы и дети», иллюстративный материал по теме урока. Тип урока: комбинированный урок; урок-диалог с комментированным чтением эпизодов романа.

Раздел: планы-конспекты уроков по русской литературе в 10 классе

Тургенев Отцы и дети - девочка в венке из цветов

Википедия. Иван Сергеевич Тургенев (28 октября (9 ноября) 1818, Орёл, Российская империя — 22 августа (3 сентября) 1883, Буживаль, Франция) — русский писатель-реалист, поэт, публицист, драматург, переводчик. Один из классиков русской литературы, внёсших наиболее значительный вклад в её развитие во второй половине XIX века. Член-корреспондент императорской Академии наук по разряду русского языка и словесности (1860), почётный доктор Оксфордского университета (1879).
Созданная им художественная система оказала влияние на поэтику не только русского, но и западноевропейского романа второй половины XIX века. Иван Тургенев первым в русской литературе начал изучать личность «нового человека» — шестидесятника, его нравственные качества и психологические особенности, благодаря ему в русском языке стал широко использоваться термин «нигилист». Являлся пропагандистом русской литературы и драматургии на Западе.
Изучение произведений И. С. Тургенева является обязательной частью общеобразовательных школьных программ России. Наиболее известные произведения — цикл рассказов «Записки охотника», рассказ «Муму», повесть «Ася», романы «Дворянское гнездо», «Отцы и дети».
 

Прогнозируемые результаты урока:

  • учащиеся выполняют аналитическую работу в группах;
  • рассказывают о том, как в любовных коллизиях раскрываются характеры героев и авторская философия любви; раскрывают сущность любовного конфликта и его последствия для главного героя романа; принимают участие в беседе.

ХОД УРОКА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Беседа

  • На основе анализа первых глав романа и особенно споров Базарова с Павлом Петровичем покажите трагический характер основного конфликта между отцами и детьми. Что вас привлекает и что отталкивает в позициях героев-антагонистов?
  • С опорой на текст романа подготовьте рассказ о том, почему начиная с XIII главы конфликт произведения из внешнего (Базаров и окружение) переводится во внутренний план (в душу самого Базарова)?

 

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— Любовная интрига составляет основу большинства произведений русской классической литературы. Особое значение истории любви героев придавал и И.С.Тургенев, поэтому во всех его произведениях главные герои, обязательно проходят испытание любовью.

Конспект урока Тургенев Отцы и дети - девочка в венке на фоне зеленых деревьев

«Это сильнее смерти и страха смерти. Только этим держится и движется жизнь...»,— писал И. С. Тургенев. Писателя интересуют не столько личные отношения героев, сколько их общественные взгляды. Этой теме и подчиняется любовная интрига. Наибольшей функциональности она достигает в романе «Отцы и дети»: в отличие от других романов, в этом произведении Тургенев представил не одну, а сразу четыре любовные линии, четыре взгляда на эту проблему: любовь Павла Петровича к княгине Р., любовь Базарова к Одинцовой, любовь Аркадия к Кате и любовь Николая Петровича к Фенечке.

IV. Работа над темой урока

 

1. Аналитическая работа «Испытание любовью» в романе «Отцы и дети» (в группах)

1-я группа. Павел Петрович Кирсанов и княгиня Р.

Как образ княгини Р. раскрывает характер Павла Петровича? Как любовь Павла Петровича к княгине Р. помогает понять образ Базарова?

Предполагаемый ответ:

Павел Петрович воспитывался в пажеском корпусе. Став офицером, он пользовался большим успехом в свете: Кирсанов был самоуверен, насмешлив и, «забавно жёлчен». Он нравился женщинам, легко заводил романы, вызывая зависть у мужчин. В двадцать семь он уже был капитаном, его ждала блестящая карьера. Однако, всё внезапно изменилось: в петербургском свете появилась женщина, ставшая для Кирсанова роковой.

Павел Петрович страстно влюбился в княгиню Р., слывшую в свете легкомысленной кокеткой. Мучительно привязавшись к княгине Р., Кирсанов никогда не мог понять её, его поражала её странность, неуравновешенность, что-то «заветное и недоступное» в её душе, куда никто не мог проникнуть. После нежных свиданий он чувствовал на сердце лишь «разрывающую и горькую досаду».  Любовь не принесла Павлу Кирсанову счастья: ответив вначале на его чувство взаимностью, княгиня Р. вскоре охладела к нему. «Ему было сложно, когда она его любила, но когда она охладела к нему, он чуть с ума не сошёл». Мы видим, что его любовь, которая вначале («когда она его любила») должна бы быть счастливой, лёгкой назвать нельзя. Возможно, она сродни базаровской «тёмной страсти, похожей на злобу». Ради этой женщины он ставит на карту всё: карьеру и репутацию, и всё это теряет. Много лет он пытался хранить эти отношения, много лет эта иссушающая, изнуряющая страсть не давала ему покоя. Его любовь трагична — он остался побеждённым, собираясь посвятить княгине Р. жизнь. Павел Кирсанов не выдержал «испытания любовью», и Фенечка — не более, чем его неумелая попытка обрести хоть какое-то обречённое на провал счастье. Ведь Фенечка — будущая Николая Кирсанова.

 

2- я группа. Николай Петрович и Фенечка

Как характеризует Николая Петровича история любви и выбор женщин?

Предполагаемый ответ

Для Николая Петровича любовь — это мечта, сон, воспоминания о Марии, о молодости и красоте. Настоящее бы примирение с жизнью. Добрый и скромный человек, Николай Петрович выбирает один и тот же тип женщин. Это небогатые, юные, чистые и доверчивые девушки, преданные, кроткие, настоящие матери и жёны. Мария образованнее, чем Фенечка. Он познакомился с Фенечкой, когда ей минул семнадцатый год. Через год он лечил Фенечку, и ему долго «мерещилось это чистое, нежное, боязливо приподнятое лицо; он чувствовал под ладонями рук своих эти мягкие волосы, видел эти невинные, слегка раскрытые губы, из-за которых влажно блистали на солнце жемчужные зубки». Понемногу она привыкла к нему. Вскоре умерла её мать. Фенечка наследовала от матери любовь к порядку, рассудительность и степенность. Но «она была так молода, так одинока; Николай Петрович был такой добрый и скромный...» Он любит музыку, поэзию, природу, красоту. Одним словом, романтик, как сказал бы Базаров. Тяга к красоте и молодости, неумение жить в одиночестве, необходимость семьи приводят его к такому выбору. Для него главное в жизни — семья. Для Фенечки любовь — это служение «благодетелю» Николаю Петровичу. Фенечка: «Мне Николая Петровича не любить — да после этого мне и жить не надо!» Через полгода после смерти Базарова они поженились.

3- я группа. Базаров и Одинцова

Используя текст VII, XIV и XVII глав, охарактеризуйте отношение Базарова к женщине.

Дайте анализ авторского описания душевного состояния героя после его увлечения Одинцовой (глава XVII). Покажите, как эта любовь ставит под сомнение нигилистические убеждения героя и приводит его к мировоз-зренческому кризису.Как трагическая природа конфликта раскрывается в любви Базарова к Одинцовой?

Предполагаемый ответ

До встречи с Одинцовой Базаров относился к женщинам потребительски. Он ценил женскую красоту, но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл «белибердой, непростительной дурью». «Нравится тебе женщина,— говорил он,— старайся добиться толку; а нельзя — ну, не надо, отвернись — земля не клином сошлась».

Недаром же он говорит перед поездкой к Одинцовой: «Пожива есть...» Однако при первой встрече с Одинцовой Базаров, к удивлению Аркадия, краснеет. Но ему очень не хочется выглядеть слабовольным мальчиком, который не в состоянии владеть собой. И потому сначала отзывается об Одинцовой грубо, развязно, небрежно: «На остальных баб не похожа», «эта госпожа — ой-ой-ой». «В тихом омуте... ты знаешь!» — делится он с Аркадием.

Евгений и дальше находит возможным говорить о ней цинично: «баба с мозгом», «вишь, как она себя заморозила!» Но постепенно становится ясно, что за этой резкостью суждений скрывается желание «не рассиропиться», не поддаться «романтизму», что цинизм Базарова по отношению к Одинцовой носит ис-ключительно внешний характер. Молодая женщина покорила Базарова своей красотой, увлекла необычностью поведения. Он стал конфузиться перед ней, волноваться при встрече, необычно много говорить и даже краснеть. И через некоторое время «он с негодованием сознавал романтика в самом себе». А ведь всего несколько дней назад он утверждал: «Человек, который всю жизнь поставил на карту женской любви и, когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, такой человек — не мужчина, не самец».

Отношение Базарова к Одинцовой также имеет большое значение для его характеристики. В любовном конфликте этих героев есть что-то новое, отличающееся от тех, которые мы встречаем в других романах Тургенева. Желая показать нежизнеспособность взглядов Базарова, Тургенев во второй части романа «пе-реносит» своего героя в новую обстановку, в новые условия, где ему приходится действовать в полном противоречии со своими убеждениями. Рационалист, отрицающий силу подлинной любви, Базаров оказывается охвачен страстью к женщине, чуждой ему и по общественному положению и по характеру.

 

4-я группа. Базаров и Одинцова

Расскажите об Одинцовой, докажите, что она могла бы понять Базарова. Почему не могла «состояться» любовь героев? Докажите своё мнение, используя текст XVI и XVIII глав. Виновата ли Одинцова, не отвечая Базарову взаимностью?

Предполагаемый ответ

Анна Сергеевна Одинцова — аристократка, красавица, вдова 28 лет, до встречи с Базаровым многое успела пережить в жизни, передумать и перечувствовать. Она умна, независима, горда, хотя и лишена сословной спеси. Эта женщина наделена свободным и решительным характером и к мужчинам вообще проявляет некоторую холодность, испытывая «тайное отвращение». Но встреча с Базаровым поразила её. Этот человек заставил её много думать о нём, и она также привлекла внимание Базарова своим безмятежным спокойствием, свободой мыслей, суждений, незаурядностью, начитанностью и демократизмом и вызвала в душе героя настоящий перелом.

Утратив привычное самообладание («это страсть в нём билась сильная и тяжёлая — страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей»), герой произносит слова любовного признания, над которыми раньше жестоко бы посмеялся: «Так знайте же, что я люблю вас глупо, безумно». Но эта любовь-страсть, любовь-вспышка сильного искреннего чувства испугала Одинцову. Привыкшая вести размеренно-спокойную жизнь, Анна Сергеевна ничего не искала и ни к чему не стремилась в своей жизни, ничто её не томило. При всей незаурядности своей натуры, она боялась сердечных тревог и жизненных осложнений. «Нет,— решила она наконец,— Бог знает куда бы это привело, этим нельзя шутить, спокойствие всё-таки лучше всего на свете».

В образе Анны Сергеевны Одинцовой Тургенев постарался изобразить одну из лучших представительниц дворянства. Но нравы того времени даже искреннего и умного человека принуждали становиться холодным и расчётливым. Базаров-нигилист — человек чужого я чуждого Одинцовой мира: его вкусы и политические убеждения расходятся с её вкусами, привычками и взглядами, его безоглядная любовь может погубить её спокойный ритм жизни. Одинцовой трудно с Базаровым, она чувствует, что их разделяет пропасть непонимания, и отказывается от любви. Анна Сергеевна предпочитает самый простой для себя выход из сложившейся ситуации. Показывая, что она отказывается от бури страстей, предпочитая им привычный покой, Тургенев тем самым указывает на её принадлежность к поколению «отцов».

Конспект урока по русской литературе - девочка в красной одежде с венком из цветов на голове

5-я группа. Аркадий и Катя

Проследите по тексту, как относится Аркадий к Анне Сергеевне Одинцовой (глава XIV). Зачем в романе показана влюблённость Аркадия в Анну Сергеевну?

Докажите цитатами из текста, что Аркадий меняется («возвращается» к себе истинному) под влиянием Кати (главы XXV, XXVI).

Какова идейно-композиционная роль образа Кати?

Предполагаемый ответ

История Аркадия, как её показал Тургенев,— очень типична для дворянской молодёжи 1860-х гг., временно попавшей под влияние революционно-демократической идеологии. Поверхностное увлечение Аркадия нигилизмом Базарова не выдерживает «испытания любовью».

Оказавшись в усадьбе Анны Сергеевны Одинцовой, Базаров и Аркадий знакомятся и с её сестрой Катей, молчаливой девушкой. И Базаров, и Аркадий интересуются Анной Сергеевной, но сама хозяйка предпочла свой досуг проводить в долгих прогулках и беседах с Базаровым. Поэтому Аркадий вынужден общаться с Катей, преодолевая робость и замкнутость девушки. Базаров сразу обратил внимание Аркадия на незаурядность личности Кати, но потребовалось время, чтобы Аркадий сам в этом убедился.

Сцена объяснения Аркадия и Кати — кульминационная в их взаимоотношениях. Сидя в саду, в тени высокого ясеня, они молчат, но, как отмечает автор, в их молчании чувствовалось «доверчивое сближение: каждый из них как будто и не думал о своём соседе, а втайне радовался его близости». Катя соглашается со словами Аркадия, и это даёт ему возможность про себя сравнить её отношение к его мыслям и отношение к ним Базарова — нетерпимое, резкое безапелляционное. Внутренне соглашаясь с ней, Аркадий поражается про себя: «Если б Базаров это слышал!» И действительно, Катя делает вывод, что он уже не находится под влиянием Базарова: он не ссорится со стариками, сопровождает тётушку в церковь: «Не мог же я отказать!» Привычки, воспитанные с детства, уважение к старшим преобладают над атеистическим мировоззрением. И Катя чувствует, что Базаров чужой и Аркадию, и ей самой: «Он хищный, а мы с вами ручные». Он с восторгом открывает в девушке массу достоинств: она умна, горда, независима, хотя и чувствует себя несколько приниженно по сравнению с сестрой.

Тонкий психолог и художник, Тургенев подводит героев к осознанию того, как они духовно близки друг другу, как готовы освободиться от того влияния, что сковывает их души, решая чувствовать себя самими собой. Поэтому естественно выглядит после этого и признание Аркадия в любви Кате, чего никак не ожидала Анна Сергеевна, и расставание его с Базаровым, и возврат в традиционный круг «отцов».

 

V. Рефлексия. Подведение итогов урока.

 

1. «Учимся дискутировать»: мини-дискуссия

  • Каким видят своё будущее герои Тургенева и соответствует ли это их реальной судьбе?
  • Почему самый деятельный и уверенный в своём праве, самый интересный герой Тургенева умирает, а самый незаметный, неуверенный, размазня становится активным и полезным членом общества?

2. Заключительное слово учителя

— Надеюсь, что сегодня на уроке вы смогли увидеть главную особенность таланта Тургенева: его философичность, умение создавать произведения, живущие вне времени, способные пережить конкретные политические баталии и объяснить читателям, в чём же состоят главные ценности человека: не в спорах, а в любви, согласии и взаимопонимании.

 

VI. Домашнее задание по русской литературе в 10 классе

Перечитать эпизод «Смерть Базарова» романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», подготовиться к его анализу.

Видео по теме: Конспект урока И.С. Тургенев "Отцы и дети"

Музыка по теме: Конспект урока И.С. Тургенев "Отцы и дети"

Читать книги по теме: Конспект урока И.С. Тургенев "Отцы и дети"

Скачать бесплатно Конспект урока И.С. Тургенев "Отцы и дети"

- в формате .doc

- в формате .pdf

Конспекты по русской литературе

[Главная][Вопросы по творчеству][Лексические средства][Конспект урока][Конспект урока 2][Конспект урока 3][Конспект урока 4]

Copyright(c) 2007-2008-2009-2010-2011-2012-2013-2014-2015-2016-2016 Тематическое планирование по русской литературе..

Рейтинг сайтов Луганска и Луганской области

ПУС ©™ - Первая Учительская Сеть сайтов