Конспект урока

Главная 
Планы 5 класс 
Планы 6 класс 
Планы 7 класс 
Планы 8 класс 
Планы 9 класс 
Планы 10 класс 
Планы 11 класс 
Гоголь Н.В. 
Толстой А.Н. 
Куприн А.И. 
Платонов А.П. 
Блок А.А. 
Бунин И.А. 
Горький А.М. 
Маяковский В.В. 
Булгаков М.А. 
Шолохов М.А. 
Урок-праздник 
Конспекты уроков 

Конспект урока А.П. Чехов "Судьба, личность, творчество."

Конспект урока А.П. Чехов "Судьба, личность, творчество."

А. П. ЧЕХОВ: СУДЬБА, ЛИЧНОСТЬ, ТВОРЧЕСТВО. РАССКАЗ «СМЕРТЬ ЧИНОВНИКА»: ОБРАЗ «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА»

Цели урока русской литературы:

  1. продолжить знакомство учащихся с творчеством А. П. Чехова;
  2. дать понятие о сюжете, композиции, жанре, хронотопе рассказа «Смерть чиновника»;
  3. выяснить философско-нравственную проблематику рассказа методом анализа текста;
  4. совершенствовать умения и навыки определять тему и идею произведения, умение соотносить начало и финал;
  5. развивать читательскую культуру;
  6. воспитывать гражданскую позицию, самоуважение.

Оборудование, для проведения урока по русской литературе: учебник, текст рассказа «Смерть чиновника», схема, иллюстративный материал по теме урока.

А.П. Чехов конспект урока - иллюзия цвета

Тип урока русской литературы: урок — анализ художественного произведения.

Википедия. Антон Павлович Чехов (17 (29) января 1860, Таганрог, Екатеринославская губерния (теперь Ростовская область) — 2 (15) июля 1904, Баденвайлер[4]) — русский писатель, прозаик, драматург. Общепризнанный классик мировой литературы. По профессии врач. Почётный академик Императорской Академии наук по разряду изящной словесности (1900—1902). Один из самых известных драматургов мира. Его произведения переведены более чем на 100 языков. Его пьесы, в особенности «Чайка», «Три сестры» и «Вишнёвый сад», на протяжении более 100 лет ставятся во многих театрах мира.

Прогнозируемые результаты открытого урока:

  • учащиеся знают о жизни и творчестве А. П. Чехова, о сюжете, композиции, жанре, авторской позиции, хронотопе рассказа «Смерть чиновника»;
  • определяют сюжетные элементы рассказа, особенности композиции, характеризуют главного героя рассказа.
 
В жизни он был именно тем, чем он был в творчестве,— человеком редкого душевного благородства, воспитанности и изящества в самом лучшем значении этих слов, мягкости и деликатности при необыкновенной искренности и простоте, чуткости
и нежности при редкой правдивости.
И. А. Бунин

ХОД УРОКА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.       Организационный этап

2.       Актуализация опорных знаний

Погружение в тему урока: беседа

  1. Какие рассказы А. П. Чехова вы помните и о чём они?
  2. Что характерно для всех рассказов Чехова?
  3. Кто такой «маленький человек»?
  4. Давайте вспомним авторов, их произведения, в которых основной была тема «маленького человека». (А. С. Пушкин «Станционный смотритель», «Медный всадник»; Н. В. Гоголь «Шинель», «Повесть о капитане Копейкине» из поэмы «Мёртвые души»; Ф. М. Достоевский «Бедные люди».)
  5. Какие чувства вызывали все эти «маленькие люди»?

3.       Мотивация учебной деятельности

Чехов конспект урока - иллюзия цветов разные цвета

Учитель. Как-то так сложилось, имя Антона Павловича Чехова сразу же вызывает представление о русском интеллигенте. Сделаем небольшое отступление... Слово «интеллигенция», несмотря на его латинский корень, возникло в России (его ввёл писатель П. Д. Боборыкин). Обычно считается, что интеллигент — это человек, занимающийся творческим, умственным трудом. Однако в русской традиции принято было придавать термину «интеллигенция» не профессиональный, а нравственный оттенок. Согласитесь, можно иметь высшее образование и — увы! — не быть интеллигентом. И наоборот, занимаясь любой деятельностью, являться интеллигентом в самом высоком и благородном смысле, который в нашем сознании ассоциируется с Чеховым — человеком нравственно безупречным, мягким, деликатным в отношениях с людьми, но в то же время твёрдым в отстаивании своих принципиальных позиций. Достаточно вспомнить, как решительно и достойно отказался Чехов от звания академика в знак протеста против признания выборов А. М. Горького в ту же Академию недействительными. Чехов — это не памятник, не пророк, а человек, идущий рядом, с голосом негромким и спокойным. С ним можно просто поговорить, и он скажет что-то очень важное и нужное не всему человечеству сразу, а вам одному, потому что относится он к читателю как к равному, признавая и уважая его неповторимую индивидуальность, его право на собственное мнение, собственную позицию.

Существует чеховская школа в литературе. Есть и другая чеховская школа — школа нравственного воспитания. Первая важна прежде всего для писателей, вторая — для всех нас. (Обращение к эпиграфу урока.)

4.      Работа над темой урока

«Умники и умницы»: работа в парах с раздаточным материалом

По данному материалу подготовьте сочинение-рассказ (устно): «Каким я представляю себе А. П. Чехова? ». Для выполнения задания предлагается консультация.

Из писем А. П. Чехова (в отрывках)

I.       М. М. Чехову   29 июля 1877 года, Таганрог ...Отец и мать единственные для меня люди на всём земном шаре, для которых я ничего никогда не пожалею. Если я буду высоко стоять, то это дело их рук, славные они люди, и одно их безграничное детолюбие ставит их выше всяких похвал, закрывает собой все их недостатки, которые могут появиться от плохой жизни.

II.      М. П. Чехову   Между 6 и 7 апреля 1879 года, Таганрог Дорогой брат Миша!..

Не нравится мне одно: зачем ты величаешь особу свою «ничтожным и незаметным братишкой». Ничтожество своё сознаёшь? Не всем, брат Миша, надо быть одинаковыми. Ничтожество своё сознавай, знаешь где? Перед Богом, пожалуй, перед умом, красотой, природой, но не перед людьми. Среди людей нужно сознавать своё достоинство. Ведь ты не мошенник, честный человек? Ну и уважай в себе честного малого и знай, что честный малый не ничтожество.

III.     Д. В. Григоровичу      28 марта 1886 года, Москва Ваше письмо, добрый, горячо любимый благовеститель, поразило меня, как молния. Я едва не заплакал, разволновался и теперь чувствую, что оно оставило глубокий след в моей душе...

Если у меня есть дар, который следует уважать, то каюсь перед чистото; вашего сердца, я доселе не уважал его. Я чувствовал, что он у меня есть, но привык считать его ничтожным... Все мои близкие всегда относились снисходительно к моему авторству и не переставали дружески советовать мне не менять настоящее дело на бумагомарательство... За пять лет моего шатания по газетам я успел проникнуться этим общим взглядом на свою литературную мелкость._ Это первая причина... Вторая — я врач и по уши втянулся в свою медицину, так что поговорка о двух зайцах никому другому не мешала так спать, как мне.

Пишу всё это для того только, чтобы хотя немного оправдаться перед Вами в своём тяжком грехе. Доселе я относился к своей литературной работе крайне лёгкомысленно, небрежно, зря... Вся надежда на будущее. Мне ещё только 26 лет. Может быть, успею что-нибудь сделать, хотя время бежит быстро.

IV.      Н. П. Чехову   Март    1886    года,   Москва

Воспитанные люди должны, по моему мнению, удовлетворять следующим условиям:

  1. Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы...
  2. Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом. Так, например, если Пётр знает, что отец и мать седеют от тоски и ночей не спят благодаря тому, что они редко видят Петра (а если видят, то пьяным), то он поспешит к ним и наплюёт на водку...
  3.  
  4. Они уважают чужую собственность, а потому платят долги.
  5. Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет его в глазах говорящего. Они не рисуются, не держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза... Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают... Из уважения к чужим ушам они чаще молчат.
  6. Они не унижают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие... Они не говорят: «Меня не понимают!»... потому что это бьёт на дешевый эффект, пошло, старо, фальшиво...
  7. Если они имеют в себе талант, то уважают его... Они горды своим талантом...
  8. Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплёванному полу...

И т. д. Таковы воспитанные... Чтобы воспитаться и не стоять ниже уровня среды, в которую попал, недостаточно прочесть только Пиквика и вызубрить монолог из Фауста... Тут нужны беспрерывный труд и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля... Тут дорог каждый час...

Презентация результатов работы

2. Заслушивание кратких «Литературных визиток» о жизни и творчестве А. П. Чехова (см. домашнее задание предыдущего урока)

3.Аналитическая работа с текстом рассказа А. П. Чехова «Смерть чиновника»

а) Сообщение учителя об истории создания рассказа.

— Вершиной комического несоответствия между тем, что должно быть с точки зрения здравого смысла, и тем, что произошло на самом деле, является событие, положенное в основу рассказа «Смерть чиновника» (1883). Впервые напечатан в журнале «Осколки», 2 июля 1883 года, № 27, с подзаголовком «Случай». Рассказ включён в сборник «Пёстрые рассказы» (1886), перепечатывался во всех последующих изданиях сборника. Все произведения этого сборника раскрывают тему «маленького человека».

По воспоминаниям Чехова, сюжет рассказа «Смерть чиновника» сообщил Антону Павловичу В. П. Бегичев. Он был прост: какой-то человек, неосторожно чихнувший в театре, на следующий день пришел к незнакомому человеку и стал просить извинения за то, что причинил ему в театре беспокойство. Забавный анекдотический случай. Достаточно было бы похлеще обыграть этот комиче-ский инцидент, и рассказ готов. Чем бездумнее и смешнее, тем лучше. Чехов решительно порывает с этой традицией. В рассказе Чехова один из участников событий оказывается мелким чиновником, другой — генералом. Фамилия чиновника — Червяков — должна говорить сама за себя, подчеркивая приниженность экзекутора Ивана Дмитриевича. Эта исходная ситуация порождает, казалось бы, вполне традиционный конфликт, идущий ещё от гоголевской «Шинели». Так безобидный анекдот перерастает под пером Чехова в сатиру на господствующие нравы и обычаи. Смерть чиновника смешна, но эта смешная история в то же время и трагична, так как рисует картину обескураживающего обмельчания и обеднения личности в результате её подчинения господствующим нравам.

Конспект урока Чехов - иллюзия цветов - мозаика из разноцветных стекол

б) «Из секретов литературоведения»: словарная работа (запись на доске и в тетрадях)

Юмор — особый вид комического, сочетающий насмешку и сочувствие. Отличается более мягким отношением к недостаткам жизненных явлений, поведению людей, способен вызвать лишь незлобивую улыбку и основывается лишь на использовании приёмов остроумия и смысловой игры.

Ирония — особый вид комического, осмеяние, насмешка. При иронии отрицательный смысл скрыт за внешней положительной формой высказывания.

Подтекст — в литературе (преимущественно художественной) — скрытый, отличный от прямого значения высказывания смысл, который восстанавливается на основе контекста с учётом ситуации.

в) Коллективная работа над составлением опорной схемы «Композиция рассказа “Смерть чиновника”» (запись на доске и в тетрадях)

Комментарий учителя. Чем короче рассказ, тем больше мастерства требуется от автора — в малом сказать о большом. Требуется очень чётко продумать Завязка — «...Но вдруг лицо его поморщилось, глаза подкатились, дыхание остановилось... он отвёл от глаз бинокль, нагнулся и... апчхи!!! Чихнул, как видите».

Развитие — «Червяков сконфузился, глупо улыбнулся и начал глядеть на сцену. Глядел он, но уж блаженства больше не чувствовал».

Кульминация — «— Пошёл вон!!! — гаркнул вдруг посиневший и затрясшийся генерал.

        - Что-с? — спросил шёпотом Червяков, млея от ужаса».

Развязка — «...вышел на улицу и поплёлся... Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лёг на диван и... помер».

г)      Аналитическая беседа

  1. Какая неприятность приключилась с Червяковым?
  2. Какие несуществующие действия приписывает генералу не на шутку оробевший, обеспокоившийся, запаниковавший Червяков?
  3. Как реагирует генерал на назойливость чиновника? Оправданы ли эти действия?
  4. Какой приём использует здесь автор, показывая, как нарастает гнев генерала?
  5. Смешно нам или грустно? В чём заключается комический характер конфликта?
  6. Над чем смеётся автор? Могут ли такие люди встретиться нам в сегодняшней жизни?
  7. В чём, по-вашему, заключается ирония, а в чём юмор в рассказе?
  8. Как трансформировалась в рассказах А. П. Чехова тема «маленького человека»?

 

V.       Рефлексия. Подведение итогов урока

Обобщающее слово учителя

-  Рассказ «Смерть чиновника» написан в жанре сценки. Это короткий юмористический рассказ, картина с натуры, комизм которой состоит в передаче разговора персонажей. Чехов поднял сценку до уровня большой литературы. Главное в сценке — речь персонажей, правдоподобно бытовая и смешная одновременно. Важную роль играют заглавие и говорящие фамилии персонажей. Так, проблема рассказа «Смерть чиновника» заявлена в самом заголовке, представляющем сочетание противоположных понятий. Произведение Чехова, заранее можно предположить,— это рассказ не об исчезновении человеческой индивидуальности, а о прекращении функционирования чиновника, некоего бездушного механизма. В рассказе умирает не столько человек, сколько его внешняя оболочка.

Рассказ в целом написан в рамках критического реализма. В концовке Чехов совсем резок, открыт. Этим «помер» он выводит рассказ за рамки бытового реализма. Поэтому рассказ ощущается как вполне юмористический: смерть воспринимается как несерьёзность, условность, обнажение приёма, ход. Писатель смеётся, играет, само слово «смерть» не берёт всерьез. В столкновении смеха и смерти торжествует смех. Он и определяет общую тональность произведения. Так смешное у Чехова переходит в обличительное.

VI.      Домашнее задание по русской литературе

  1. Творческое задание. Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) на одну из тем: «Как я борюсь с “маленьким человеком” в себе?»; «Образ современного “маленького человека”».
  2. Прочитать рассказ А. П. Чехова «Тоска».

Видео по теме: Конспект урока А.П. Чехов "Судьба, личность, творчество."

Музыка по теме: Конспект урока А.П. Чехов "Судьба, личность, творчество."

Читать книги по теме: Конспект урока А.П. Чехов "Судьба, личность, творчество."

Скачать бесплатно конспект урока по теме "Судьба, личность, творчество."

- в формате .doc

- в формате .pdf

Конспекты по русской литературе

[Главная][Вопросы по творчеству][Лексические средства][Конспект урока][Конспект урока 2][Конспект урока 3][Конспект урока 4]

Copyright(c) 2007-2008-2009-2010-2011-2012-2013-2014-2015-2016-2016 Тематическое планирование по русской литературе..

Рейтинг сайтов Луганска и Луганской области

ПУС ©™ - Первая Учительская Сеть сайтов