\

Маяковский В.В.

Главная 
Планы 5 класс 
Планы 6 класс 
Планы 7 класс 
Планы 8 класс 
Планы 9 класс 
Планы 10 класс 
Планы 11 класс 
Гоголь Н.В. 
Толстой А.Н. 
Куприн А.И. 
Платонов А.П. 
Блок А.А. 
Бунин И.А. 
Горький А.М. 
Маяковский В.В. 
Булгаков М.А. 
Шолохов М.А. 
Урок-праздник 
Конспекты уроков 

Биография и творчество В.В. Маяковского (1893 - 1930).

Биография и творчество Владимира Владимировича Маяковского (1893-1930)

В.В. МАЯКОВСКИЙ И ФУТУРИЗМ. (1893 - 1930)

    Он жил и творил в эпоху, когда русская поэзия находилась в состоянии активных поисков нового художественного языка, новых образов, интонаций, ритмов. Это было обусловлено тем, что сама реальность в ХХ веке стремительно менялась, появлялись новые впечатления, новый темп жизни, грандиозные исторические события - всё это требовало новых форм выражения. В.Маяковский вошёл в литературу как участник группы поэтов - футуристов. В самом названии этого течения выражено стремление к новизне. "Великая ломка, начатая нами во всех областях красоты во имя искусства будущего - искусства футуристов", - не остановится, да и не может остановиться", - так писал поэт в самом начале своего творческого пути.

В ранней поэзии, В.Маяковского новаторство чаще всего носило характер открыто политический по отношению к традиционному, привычному искусству. В этом был определённый вызов, желание дразнить, поражать читательскую публику новизной и непривычностью. Это отразилось в литературных манифестах, наиболее известный из них назывался  "Пощёчина общественному вкусу". Футуристические манифесты и сборники стихов выпускались на обойной и обёрточной бумаге, сопровождались рисунками художников. Сами поэты - футуристы и свой внешний вид делали необычным: разрисовывали лица, вставляли в жилетный карман вместо привычного цветка - морковку. Маяковский в это время носит знаменитую, ставшую фактом истории литературы, жёлтую кофту. Во всём этом тоже был определённый вызов. Но главное новаторство в стихах. В них звучит конфликт поэта и толпы, но он обретает новые формы выражения. Образный строй его стихов раннего периода часто основывается на отрицании принятого понятия о красивом ("дряблая луна", "неба свисшиеся губы") и др. Как вызов звучат и названия стихов: "Я и Наполеон", "Себе, любимому, посвящает эти строки автор", "А вы могли бы?" Стихи его ориентированы, с одной стороны, на ораторское исполнение, чтение в большой аудитории. Маяковский вместе с другими поэтами - футуристами много ездил по России с выступлениями, которые нередко заканчивались шумными скандалами, вполне устраивавшими молодых и весёлых поэтов.  С другой стороны, ранняя поэзия его имеет зрительную ориентацию, часто в основе её - видимые, близкие к живописи образы, например: начало стихотворения "Ночь"… Очень зримо здесь предстаёт угасание дня и наступление ночи, городской пейзаж с загорающимися окнами домов. Лирический герой раннего Маяковского противостоит враждебному миру, поэтому стихи часто строятся на столкновении, на конфликте. Необычен и масштаб лирического переживания, он огромен, близок к космическому. Поэт находит различные формы выражения своего одиночества, непонятности, трагичности. Поиски в области художественного языка продолжались в его произведениях всю жизнь. Не всегда и не во всём они были плодотворны, часто над поэтом в послереволюционный период брал верх агитатор, стих его порой становился примитивным лозунгом. Но поверх всего этого остаётся большой поэт со сложной и трагической судьбой, с большим талантом и вечными поисками нового слова. Маяковскому свойственно своеобразие лексического, словесного строя его стихов. В них звучат необычные сравнения, например, о бурном Тереке сказано: "Шумит, как Есенин в участке". В этом и авторская ирония, и полемический запал, и неожиданность, которая приковывает внимание читателей. Нередко он обращается к сложной метафоре, иногда требующей вдумчивой расшифровки. Так в стихотворении "Юбилейное", обращённом к Пушкину:

Только жабры рифм утопырит учащённо у таких, как мы, на поэтическом песке.

  В основе этой метафоры - сравнение страдающего человека с рыбой, выброшенной на берег из родной стихии, но в целом метафора очень многозначна.  В словарном строе поэзии Маяковского много авторских неологизмов, новых слов, придуманных поэтом. Учителем его в этом искусстве был поэт - футурист В.Хлебников.

  Он создал свою систему стихосложения - в литературную науку вошло словосочетание "стих Маяковского" со специфическим графическим оформлением в виде лесенки. Большое внимание он уделяет рифмам. Рифмует он самые важные, значимые слова, часто имена собственные, нередко обращается к составной рифме, например, "уме ли" и "умели". Поэт стал классиком стиха с многочисленными последователями.

 

           "ОБЛАКО    В    ШТАНАХ"(1915) …

Одним из высших проявлений связи человека и мира в жизни и творчестве Маяковского является любовь. "Облако…" несло в себе эмоционально - художественную память о трёх пережитых Маяковским любовных драмах. Первая - о ещё не угасшем, тревожащем сердце романе с Софьей Шамардиной, вторая - о бурной страсти, охватившей поэта во время турне футуристов по городам России. В Одессе Маяковский влюбился в красавицу Марию Александровну Денисову и по этому неожиданному случаю "сходил с ума". Он рвал и метал и вообще не знал, как быть, что предпринять. Третья женщина, Лили Юрьевна Брик, которой и посвящено "Облако…". В нём осмысление трагедии "украденной любви" углубляется до понимания сути причин постигшего человека горя. Движение конфликта, развитие сюжета поэмы определяют кризисные узлы предреволюционной действительности. Сознание лирического героя "Облака…" отражает острое и драматичное ощущение действительности бытия - психологической близости революции и абсолютной несовместимости её идеалов с буржуазной действительностью. Но герой поэмы полон оптимистического ощущения своей силы, красоты, молодости: "Эй, вы! Небо! Снимите шляпу" Я иду!"…" Мир огромив мощью голоса, иду - красивый, двадцатидвухлетний".  Мотив дороги, возникающий в прологе и в заключительных строках поэмы, связывает судьбу героя с широким мировым пространством и бесконечно углубляет перспективу произведения.

  В течение осени и зимы 1915 года Маяковский работал над новой поэмой "Флейта - позвоночник", продолжившей вслед за "Облаком"… трактовку любви как знамени и знамения нового мира и нового человека. В поэме прозвучал мотив ревности, обусловленный мучительным характером отношений с Л. Брик; трагический накал эмоционально  - художественного  мироощущения поэта обозначил в поэме лейтмотив всей его дальнейшей жизни и творчества - мотив самоубийства.

  Характер творчества Маяковского после Октябрьской революции определяют его слова: "Моя революция. Пошёл в Смольный. Работал. Всё, что приходилось". В эти годы поэт стремился дать "героическое, эпическое и сатирическое изображение нашей эпохи".

  В 1918 - 22 годах он как поэт и художник защищает молодую республику, пропагандирует построение нового государства в "Окнах РОСТА". Работает в рекламе, снимается в фильмах. "Ода революции", написанная к первой годовщине Октября, отразила характерные представления о революционных процессах. Изображение стихийного движения демократических низов общества, сочетающих жестокость, жажду уничтожения всего, что связано с "проклятым прошлым", и крайнюю человечность, романтизируются поэтом, стремящимся осмыслить нравственную суть контрастности "нового мира".

 Особое место в творчестве Маяковского начала 20 годов занимает поэма "Люблю", она рисует любовь как всеобъемлющее, светлое, ничем не омрачённое чувство, точнее - мироощущение поэта, откровенное и радостное признание в любви не только к женщине, но и мирозданию  в целом. Победившая революция устранила, как полагал в те годы поэт, все конфликты, утвердила любовь как главную идею бытия. По сути поэма - ряд стихотворений, циклизованных на биографической основе. Любовь наряду с природой, искусством раскрывается в поэме как связь героя и мира.

Рассматривая труд поэта как важнейший для народа, родины, Маяковский стремился объяснить уникальность работы художника и в то же время её родственность любому тяжёлому труду. Стихотворение "Разговор с фининспектором о поэзии" Маяковский выделял как одно из главных среди своих стихов в поэтическом творчестве. В форме разговора, принимающего характер то защиты, то обвинения, Маяковский отстаивает важнейшие для него идеи: писатель - не "лабазник", но труженик. Автор говорит о черновой, каторжной работе над стихом. Иронизируя над "налогами", требуемыми от поэта фининспектором, поэт напоминает о том, что подлинный художник расплачивается за своё искусство жизнью. По глубокому убеждению Маяковского, художник должен находиться в центре дел и событий своей страны, в центре переживаний, выпавших на долю его народа.

 Личная жизнь Маяковского в конце 20 годов отмечена новым любовным потрясением, наполнившим его душу и безмерным счастьем и горечью. Стихотворения "Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви" и "Письмо Татьяне Яковлевой"( оба - 1928г.) автобиографичны, как и всё творчество поэта. "Письма" написаны Маяковским под впечатлением поездки во Францию, в Париж, где он познакомился с эмигранткой из России Татьяной Яковлевой. Красота и молодость девушки восхитили поэта, любовь к ней, осложнённая ревностью, обидой не только за себя, сколько за "Советскую Россию", определили новые размышления "про это" - сущность любви. На его настойчивые призывы стать его женой Татьяна отвечала уклончиво. Оба стихотворных письма написаны в манере прямого, искреннего, доверительного разговора - обращения, монолога, исповеди. Письмо т. Кострову построено как  своеобразный разговор в разговоре: лирический герой, обращаясь к "товарищу Кострову", передаёт свои слова, сказанные "красавице"; таким образом, суть этого письма - разговор с возлюбленной, рассказ о себе, силе чувств, его масштабе.

    "Письмо Татьяне Яковлевой" было написано параллельно "Письму т. Кострову"… и , по суждению одного из исследователей, может быть названо "Письмом о сущности ревности". Личные любовные переживания лирического героя, его ревность неразрывно связаны с ревностью за социалистическую родину, частью которой он себя чувствует. Два плана лирического "я" - интимно - личностный и гражданственный - образуют настолько органичное единство, что поэт говорит одновременно и о своей потребности в красоте и о потребности в ней России: "…вы и нам в Москве нужны, не хватает длинноногих". Весть о замужестве Т. Яковлевой  стала для Маяковского очередным тяжким любовным ударом, подтверждением трагического предчувствия невозможности счастья "на планете мало оборудованной" для истинной любви. Последние (1928 -1929 г.) годы жизни и творчества поэта отмечены иным подходом и к советскому образу жизни. В эти годы он создаёт комедии "Клоп" и "Баня" - своеобразные антиутопии, пронизанные сатирическим, доходящим до сарказма изображением "хомо советикуса"в его разновидностях и проявлениях. Эти пьесы - новый вид сатирической комедии. Маяковский сам определил тему п. "Клоп" - как тему борьбы с мещанством, опошление мещанином ценностей революции, её завоеваний. Пьеса "Баня" была поставлена в 1930 году. Идейный замысел, пафос её тоже сатирический. Здесь объектом отрицания становится имитация государственной деятельности одного из высокопоставленных чиновников - Победоносиковым. Социально - политическим  разочарованиям Маяковского последних лет жизни сопутствовала личная, тяжело переживаемая им любовная драма, ускорившая в 1930 году развязку предсказанной им самим в начале пути трагедии "собственной жизни и творчества - "точку пули" в конце. Речь идёт о последней любви поэта - В.В. Полонской - личная драма Маяковского, с которой поэт связывал ещё одну попытку создать семью, обрести личное счастье.

  В последние месяцы жизни он работал над поэмой "Во весь голос", задуманной как подведение итогов жизни, осмысление своего творчества. Он успел закончить только вступление. Композиция вступления - своеобразная цепь проблемно - тематических узлов, лейтмотивов всего  творчества поэта, проблем поэта и поэзии, борьбы с обывательщиной и приспособленчеством, утверждения красоты революционного подвига труда. Лирический герой полон спокойного гордого сознания достойно пройденного пути, своей максимальной творческой отдачи тем жизненным целям и ценностям, в которые он искренне верил.

Биография и творчество Владимира Владимировича Маяковского (1893-1930)

Разработки уроков по русскому языку и русской литературе

[Главная][Вопросы по творчеству][Лексические средства][Конспект урока][Конспект урока 2][Конспект урока 3][Конспект урока 4]

Copyright(c) 2007-2008-2009-2010-2011-2012-2013-2014-2015-2016 Тематическое планирование по русской литературе..

Рейтинг сайтов Луганска и Луганской области

ПУС ©™ - Первая Учительская Сеть сайтов