\

Горький А.М.

Главная 
Планы 5 класс 
Планы 6 класс 
Планы 7 класс 
Планы 8 класс 
Планы 9 класс 
Планы 10 класс 
Планы 11 класс 
Гоголь Н.В. 
Толстой А.Н. 
Куприн А.И. 
Платонов А.П. 
Блок А.А. 
Бунин И.А. 
Горький А.М. 
Маяковский В.В. 
Булгаков М.А. 
Шолохов М.А. 
Урок-праздник 
Конспекты уроков 

Биография и творчество А.М. Горького (1868 - 1936).

Биография и творчество Алексея Максимовича Горького (1868-1936)

Алексей Максимович Горький (1868 — 1936)

М. ГОРЬКИЙ. РАННЕЕ РОМАНТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО. (1868 — 1936)

  В ранних своих произведениях Горький предстаёт перед читателями как романтик. Романтизм предполагает утверждение исключительной личности, выступающей с миром один на один, подходящей к действительности с позиций своего идеала, предъявляющей окружающему исключительные требования. Герой на голову выше людей, которые оказываются рядом с ним, их общество он отвергает. Этим объясняется типичное для романтика одиночество, т. к. люди не понимают его и отвергают его идеал. Поэтому герой - романтик находит равное себе начало лишь в общении со стихией, с миром природы, океана, моря, гор, скал. Создавая образы таких героев, не боялся приукрашивать жизнь, используя художественные приёмы, найденные романтиками - предшественниками: исключительная личность в исключительных обстоятельствах, экзотический пейзаж и портрет, подчёркивающие эту исключительность, антитеза как основа композиции произведения, близость прозаического слова к стихотворному, ритмичность, насыщенность тропами, символика. Противостояние романтика и действительности, романтика и окружающего мира - коренная черта этого литературного направления. Горький обращается к поискам нового героя - человека с "жаждой будущего", способного па подвиги…Нужны такие слова, которые бы звучали, как колокол набата, тревожили всё и, сотрясая, толкали вперёд", - писал Горький. Именно поэтому он обращается в своих ранних рассказах к героям, способным над скучным однообразным существованием ("Челкаш", "Однажды осенью", "Емельян Пиляй") Появляются исключительные характеры, с могучими, всё подчиняющими порывами: к свободе ("Макар Чудра", "Песня о Соколе"), любви ("Девушка и смерть"), к борьбе ("Песня о Буревестнике").

  Таковы герои рассказа "Макар Чудра" - Лойко и Рада, два красивых, умных и сильных, влюблённых в свободу человека, готовых умереть, но не потерять свободы, этого драгоценного дара природы, даже ради другого сильного чувства - любви.

 В произведении "Старуха Изергиль" писатель ставит и решает проблему цели и смысла человеческой жизни. Композиционно рассказ делится на три части и литературное обрамление, в котором говорится  о превратностях быстротекущего человеческого существования, о разнообразии человеческой натуры. В первой части рассказа даётся обличение крайнего индивидуализма и эгоцентризма Ларры, для которого жизнь и бессмертие в одиночестве становится мукой. Трагедия Ларры в отчуждении от себе подобных, в разрушении связи между людьми, приводящем к утрате смысла жизни. Мудрейшие старейшины, стоявшие во главе рода, судили Ларру за убийство ни в чём неповинной девушки, отвергнувшей его любовь. Люди понимают, что нельзя нарушать священные законы человечности, любви, единения, даже если ты сын орла и считаешь себя стоящим выше окружающих. Жизнь становится бессмысленной для того, кто изгнан из людского общества и замкнулся в себе, Ларра "стал как тень".

  Вторая часть рассказа - история жизни старухи Изергиль. Писатель называет эту жизнь "жадной". Она была достаточно эгоистичной женщиной, равнодушной к страданиям окружающих (её отношение к возлюбленным, к дочери), только в конце жизни, растеряв былую власть над людьми и красоту, начинает переосмысливать то, что делала раньше, и вспоминает с благодарностью тех, кто любил её. Она произносит фразу, что "в жизни всегда есть место подвигам". Всё в образе Изергиль напоминает автору Лару, в первую очередь, её индивидуализм, доведённый д крайности, почти сближающийся с индивидуализмом Ларры, её древность, её рассказы о людях, давным - давно прошедших свой круг жизни. С помощью портрета автор достигает сближения двух образов - Ларры и Изергиль. О подобном сближении сама Изергиль не может и подумать.

   Утверждение мысли о высоком счастье отдать жизнь во имя спасения людей, утверждению идеи о высокой цели и цене подобной жизни посвящена третья часть рассказа - легенда о Данко. В атмосфере инертности, сонного сознания, эгоизма герой хочет пробудить в душах жалких, трусливых соплеменников светлые порывы. В злобе и гневе обрушиваются люди на взявшегося вывести их из леса Данко. И только любовь к "заблудшим", огонь желания спасти их, вывести на лёгкий путь изгоняют  из сердца Данко вспыхнувшее негодование, он избирает единственно правильный путь - вперёд. Вырванное для спасения народа  сердце Данко "пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца!" Тьма преодолена, а жестокие люди даже не замечают смерти Данко.

  Каждый герой произведения - Ларра, Данко, Изергиль - личность яркая, возвышающаяся над обыденностью. Но наличие качеств сильной личности ещё недостаточно для положительного отношения к ней. Гораздо более важно, на достижение каких целей направлена эта сила. В противоположности и сопоставлении героев произведения утверждается идея подвига во имя общего счастья.

 Пейзаж в рассказе не только создаёт атмосферу "сказочности", необычности, но и служит способом выражения обобщенно - философского смысла произведения. Наблюдается связь романтических произведений писателя с фольклором. Его герои из легенды, даже сам жанр легенды, сказки даёт возможности романтическому пафосу Горького. С этими же традициями связан и приём литературного обрамления рассказа, когда повествование ведётся не от лица автора, а от лица рассказчика - старухи Изергиль, старого цыгана Макара Чудры. Использует  Горький особый синтаксический строй произведения - ритмичный, напевный, похожий на стихотворный. Ритмичность достигается особым подбором слов, постановкой определения после определяемого слова, обилием красочных эпитетов и метафор (гордый, вольный, свободный, мятежный, великий), повторяющимися образами (образ горящего сердца и крови).

Биография и творчество Алексея Максимовича Горького (1868-1936)

Разработки уроков по русскому языку и русской литературе

[Главная][Вопросы по творчеству][Лексические средства][Конспект урока][Конспект урока 2][Конспект урока 3][Конспект урока 4]

Copyright(c) 2007-2008-2009-2010-2011-2012-2013-2014-2015-2016 Тематическое планирование по русской литературе..

Рейтинг сайтов Луганска и Луганской области

ПУС ©™ - Первая Учительская Сеть сайтов